Черная пятница /  AVStyle

Черная пятница / AVStyle

Thursday, Nov 23, 2017 0 Комментарии

Почему одну из пятниц года называют «черной»? Откуда пошла традиция делать большие скидки? И стоит становиться участником распродаж в Украине? Актуально узнать ответы на все эти вопросы

Откуда появились традиционные распродажи

История «Черной Пятницы» начинается раньше, чем мы привыкли представлять - и точно не связана с интернет-магазинами. В древности, когда еще не было ни интернета, айфонов и курьерской доставки до 2:00, следующий день за Днем благодарения в США становился началом праздничных распродаж. Торговцы и покупатели таким образом открывали сезон подготовки к Рождеству (которое в западной традиции христианства отмечается 25 декабря). Президент США Линкольн определил, что День благодарения следует официально праздновать в последний четверг ноября. В те времена распродажи в следующую пятницу не имели никакой отдельной названия. А «черной» пятницу называли совсем другую - 24 сентября 1869, когда спекуляции на рынке золота вызвали небывалый скачок, а затем обвал цен.

А теперь, чтобы понять, откуда пошла традиция распродаж, ненадолго перенесемся в Канаду. 1905 канадский супермаркет Eaton's начал проводить парады в честь Дня благодарения с Санта-Клаусом в фургоне, который ехал по улицам Торонто. В 1913-м фургон заменили настоящей упряжки с оленей. А в 1916-м добавили целый ряд персонажей - помощников Санты. Пример канадцев вдохновил 1924 сеть магазинов Macy's запустить собственный парад ко Дню благодарения в Нью-Йорке. Парад открывал сезон шопинга - а скидки и предложения ритейлеры придерживали до этого дня, предварительно договорившись не начинать распродажи к проведению праздничного парада.

1939 года, в разгар Великой Депрессии, День благодарения выпал на 5-й неделе месяца. Крупные поставщики и сети магазинов написали коллективное письмо президенту США Рузвельту с просьбой перенести День благодарения с последней недели месяца на 4-ю неделю - иначе в ожидании распродаж они все просто обанкротятся, потому что не смогут выплатить вовремя зарплаты и долги и налоги. Возникла путаница - часть покупателей пошли на «новую дату», часть - на "старую". Постановление Рузвельта выполнили только 32 штаты, и многим компаниям пришлось давать своим сотрудникам 2 дополнительных выходных вместо одного.

Как и когда «Черная пятница» получила окончательную дату проведения

1941 года в это дело вмешался Конгресс США . Законодательно было закреплено, что День благодарения отмечают в 4-й четверг ноября, на которую бы дату он не приходился. С 1950-х люди начали в Штатах массово брать выходной за свой счет, жалуясь на болезни или проблемы в семье после Дня благодарения - таким образом получая 4-дневную рабочую неделю вместо обычного. Большинство магазинов в это время были открыты и именно начинали активные продажи к Рождеству - так чтобы не выяснять, кому следует урезать зарплату за прогулы, бизнес начали просто стимулировать своих сотрудников к выходу в этот день в отпуск.

Какие мифы связано с этим названием

Интернет-мифология - вещь упрямая. Постоянно в этот период сетями распространяется миф о том, что мол пятницу назвали «черной» поскольку прежде торговцы рабами организовывали в этот день аукционы по продаже «живого черного золота». Однако это не так. Название «Черная пятница» не была популярной до 1966 года. Под таким заголовком вышла публикация о пробках в Филадельфии через старт праздничного сезона (большинство автомобилей тогда были черного цвета), а также реклама в журнале The American Philatelist.

Какова динамика продаж в современной торговли благодаря этому дню

Исторически почти половина всех закупок подарков и товаров к Рождеству и Новому году происходят в Северной Америке и Европе именно в этот день. Отслеживание объемов и динамики продаж в США началось официально с 1992 года. Первое падение продаж произошло во время сезона экономического кризиса в 2008 году - после того продажи постоянно росли. Уже в 2011 году распродажи в этот день составили в эквиваленте $ 12300000000.

Что готовит украинский ритейл к «Черной пятницы»

Украинские ритейлеры второй год подряд активно приобщаются к распродажам, хотя День благодарения никакого отношения к Украине не имеет. Но Рождество католики и греко-католики в Украине отмечают 25 декабря - поэтому сезон приготовлений стартует примерно за месяц до этого дня.

Украинские скидки не слишком щедрые - большинство интернет-магазинов и оффлайн-магазинов предлагают скидки от 20% до 50%. Для сравнения: в США основная масса товаров продается со скидками в 70-90%, чтобы освободить склады от запасов. В случае украинского рынка можно наблюдать повышение цены на 30-40% в начале ноября, чтобы потом якобы «снизить» ее на эту же сумму и продать товар по «новой» старому цене, подавая это как скидку (внимательные покупатели украинских интернет магазинов могут проследить это на примере гаджетов и аксессуаров Apple). Поэтому стоит все-таки присмотреться к ассортименту зарубежных интернет-магазинов в эти дни.

Так что ждем вас на тотальную распродажу в честь черной пятницы!

Оставьте комментарий